...все-таки никакие "Звездные войны", хоть старые, хоть новые, не сравняться по масштабности съемок с нашим фильмом "Освобождение", снятым в 1968—1971 годах. 

Установка на создание киноэпопеи автоматически повлекла за собой огромный бюджет. Хотя картина предусматривалась с участием нескольких европейских социалистических государств, львиную часть этого бюджета предоставил СССР. А затраты действительно были немалыми. И, прежде всего, на костюмы и вооружение. Режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил именно тот портной, что шил мундиры настоящему Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также пришлось шить. Каски (пластмассовые для меньшего веса) изготовили на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. А всё советское обмундирование сохранилось на складах со времён Великой Отечественной войны, поэтому с этим реквизитом трудностей не возникло.
Зато проблема возникла с военным снаряжением, в особенности со снаряжением германской армии. Ни в СССР, ни в ГДР не нашли в нужном количестве необходимых уже для первого фильма «Тигров» и «Фердинандов». Их пришлось изготавливать силами советского производства на Львовском ремонтно-механическом заводе , где были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить сотню отечественных танков, которые перекрасили под немецкие и были использованы на заднем плане (всего в съёмках участвовало 150 танков). Подобным образом «обзавелись» и самолётами.
В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился режиссёр Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, но она была решена.
(с)


Установка на создание киноэпопеи автоматически повлекла за собой огромный бюджет. Хотя картина предусматривалась с участием нескольких европейских социалистических государств, львиную часть этого бюджета предоставил СССР. А затраты действительно были немалыми. И, прежде всего, на костюмы и вооружение. Режиссёр требовал максимальной достоверности (главным художником по костюмам была жена Озерова Диляра). Мундир Иосифа Виссарионовича Сталина изготовил именно тот портной, что шил мундиры настоящему Сталину. Немецкие мундиры, за неимением оригинальных, также пришлось шить. Каски (пластмассовые для меньшего веса) изготовили на подсобном производстве «Мосфильма». Там же сделали и немецкие ордена. А всё советское обмундирование сохранилось на складах со времён Великой Отечественной войны, поэтому с этим реквизитом трудностей не возникло.
Зато проблема возникла с военным снаряжением, в особенности со снаряжением германской армии. Ни в СССР, ни в ГДР не нашли в нужном количестве необходимых уже для первого фильма «Тигров» и «Фердинандов». Их пришлось изготавливать силами советского производства на Львовском ремонтно-механическом заводе , где были изготовлены 10 «Тигров» и 8 «Пантер». Министр обороны маршал Родион Малиновский распорядился выделить сотню отечественных танков, которые перекрасили под немецкие и были использованы на заднем плане (всего в съёмках участвовало 150 танков). Подобным образом «обзавелись» и самолётами.
В съёмках принимали участие более 3000 солдат. Сами съёмки проходили почти как настоящие сражения: оборудовались штабы, прокладывалась связь, над полем битвы кружили вертолёты (на одном из которых постоянно находился режиссёр Юрий Озеров). Увязать действия всех родов войск во время боя — это непростая задача, но она была решена.
(с)